«О состоянии гражданского общества и институтов гражданского общества на территории Крымского федерального округа»
1. Методический паспорт исследования:
Исследование проведено Центром Гражданских инициатив при МОО «Конгресс «МИР»
Сроки проведение исследования: с 4 сентября по 31 декабря 2015 года.
Цель исследования – выявление уровня развития гражданского общества Крымского федерального округа.
Объект исследования – общественное мнение руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций Крымской федеральной области и жителей в возрасте от 18 лет и старше, постоянно проживающих на территории региона.
Предмет исследования – уровень развития гражданского общества Крымского федерального округа.
Метод исследования – очное интервью с участниками социологического опроса.
Объем выборочной совокупности – 1400 респондентов из числа жителей Крымского федерального округа и 100 представителей/руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций Крымского федерального округа.
1. Основные результаты массового опроса
(количественное исследование)
Основные источники знания населения о деятельности общественных (некоммерческих)
организаций в КФО?», %
СМИ — 32,4
От знакомых, родственников, коллег по работе - 16,1
Интернет, реклама - 24,4 %
От участников(членов) общественных организации - 14
Иное - 2,0
Затруднились ответить — 10,1
К числу основных источников получения населением информации о деятельности общественных (некоммерческих) организаций КФО относятся: традиционные СМИ (телевидение, радио, пресса) и Интернет и социальное окружение граждан (родственники, близкие, знакомые, друзья).
Ответы респондентов на вопрос: «Знакомы ли Вы с деятельностью
общественных (некоммерческих) организаций в КФО?», %
Участвуют - 3,4
Знают — 39,1
Что-то слышали — 45,6
Ничего не знают — 11,9
Только половина жителей Крымского федерального округа слышали что-то о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Между тем, в 3,43 % отметили что принимают личное участие в деятельности некоммерческих организаций.
Уровень доверия населения общественным (некоммерческим) организациям, %
Доверяют — 38,5
Не доверяют -30,4
Затруднились ответить — 31,1
Только третья часть жителей КФО высказывает в целом доверительное отношение к общественным (некоммерческим) организациям. К причинам недоверия общественным (некоммерческим) организациям респонденты относят: частый обман и пустые обещания со стороны НКО, отсутствие результата работы НКО, преследование НКО личных (корыстных) интересов.
Количество граждан, желающих заниматься
добровольческой (общественной) деятельностью, %
Да- 14,3
Скорее да — 14,3
Нет — 28,0
Затруднились — 18,6
Только третья часть жителей КФО высказывает в целом доверительное отношение к общественным (некоммерческим) организациям. К причинам недоверия общественным (некоммерческим) организациям респонденты относят: частый обман и пустые обещания со стороны НКО, отсутствие результата работы НКО, преследование НКО личных (корыстных) интересов.
Оценка населением результата работы общественных (некоммерческих) организаций
в КФО, %
Плохо - 35,1
Хорошо — 15,7
Отлично — 11,5
Удовлетворительно — 37,6
Около половины жителей региона отмечают незначительные результаты работы общественных (некоммерческих) организаций, либо отсутствие таких результатов вообще. Только 15,7% опрошенных вспомнили о множестве примеров работы общественных (некоммерческих) организаций на территории Крымского федерального округа (рис. 5). По словам респондентов, НКО организовывали чаще всего просветительские мероприятия (семинары, лекции, конференции) и благотворительные акции по сбору денежных средств (вещей) на оказание помощи детям-инвалидам, детям-сиротам, беженцам.
Оценка населением деятельности Общественной палаты Республики Крым, %
Отлично - 6,3
Хорошо — 16,8
Удовлетворительно — 42,6
Плохо — 34,4
Подавляющей % населения Республики Крым не положительно оценивают работу Общественной палаты региона. Отзываются положительно о работе палаты 23,1 % населения республики.
2. Основные результаты экспертного опроса (качественное исследование)
По состоянию на 31 декабря 2015 года на территории Крымского федерального округа зарегистрировано 2 806некоммерческих организаций, из них – 644 в городе федерального значения Севастополь, 2162 – в Республике Крым. Социально ориентированными из них являются: в городе федерального значения Севастополь – 85 %, в Республике Крым – 76 %.
В подавляющем большинстве членами НКО являются физические лица.
Опрошенные общественники позиционируют себя как:
общественный деятель - 59 % . Доброволец — 11 %. Активист – 22 %. Не могут определиться – 8%.
Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в следующих сферах:
Культура- 17,6%, Социальная поддержка – 27,69%
Общественный контроль и развитие гражданского общества – 16,9%
Охрана правопорядка – 2,9 %
Поддержка и развитие предпринимательства- 2,9%
Развитие инфраструктуры – 1,5%
Во множественных сферах – 5,2 %
Иные сферы – 25,31 %
Опрошенные считают, что социально ориентированные некоммерческие организации должны осуществлять свою деятельность в следующих направлениях:
Культура- 13 %
Социальная поддержка – 9,5%
Социальная защита – 34%
Охрана правопорядка – 4 %
Поддержка и развитие предпринимательства- 3%
Развитие инфраструктуры – 2,8%
Общественный контроль и развитие гражданского об-ва – 11,7%
Благотворительность, добровольчество, патриотизм – 7%
Во множественных сферах – 16 %
Количество опрошенных представителей некоммерческих организаций готовых объединяться в союзы, ассоциации:
Готовы — 64%
Не готовы — 34 %
не определились – 2%
Источники доходов, которые составляют бюджет общественных (некоммерческих) организаций, %
Личные средства сотрудников(членов организации) — 43,75
Добровольные пожертвования, помощь меценатов (негосударственных фондов) — 12,5
Гранты, субсидии федерального уровня- 17,5
Гранты, субсидии регионального уровня — 12,5
Членские взносы — 13,75
Формы поддержки, в которых в настоящее время больше всего нуждаются общественные (некоммерческие) организации, % (при опросе допускался выбор нескольких вариантов ответа)
Финансовая поддержка-95,5
Труд добровольцев -54,5
Информационное сопровождение -50,0
Правовое обеспечение — 40,9
Помещение/оборудование — 27,3
Образовательные, консультационные услуги — 27,3
Более половины респондентов не получают никакой поддержки от региональных властей. Под поддержкой подразумевается финансовая, материально –техническая, информационная.
Получают - 5,0
Не получают — 62,5
Не обращались за поддержкой — 12,5
Динамично развивается волонтерское/добровольческое движение в Крымском федеральном округе, подавляющее большинство организаций привлекают к своей деятельности волонтеров.
Не привлекают к своей деятельности-5,0
До 5-ти человек-27,5
До 10-ти человек-32,5
Свыше 10 человек-35,0
Кадровая политика СО НКО, %
Количество опрошенных в организациях которых отсутствуют сотрудники составляет – 3,75
Количество сотрудников до 3-х человек –31,25
Количество сотрудников до 5-ти человек – 33,75
Количество сотрудников свыше 5-ти человек – 31,25
Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев данные сотрудники являются нетрудоустроенными.
Уровень удовлетворенности респондентов в целом взаимодействием
в Республике Крым Общественной палаты Республики Крым с социально ориентированными
некоммерческими организациями, %
Отсутсвует-37,5
Находится на низком уровне-41,3
Находится на удовлетворительном уровне-6,3
Находится на высоком уровне — 6,3
Затрудняются ответить-8,8
Наиболее актуальные, с точки зрения респондентов-в, каналы профессиональной
коммуникации для представителей социально ориентированных некоммерческих организаций,
а также их использование, %
* Под иное подразумевается использование личных контактов, специализированных интернет- форумов, специализированных мероприятий, совместные проекты с другими НКО
Собственный сайт-36,3
Группы в социальных сетях -36,3
Собственное СМИ-12,5
Иное*- 15,0
Рекомендации:
налаживание взаимодействия органов власти и социально ориентированных организаций, путем предоставление в первую очередь информационной поддержки в региональных СМИ;
наладить процесс популяризации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, целей и задач добровольчества среди населения путем использования портала социально-ориентированных НКО Крымского федерального округа;
для минимизации существующего общественного негатива по отношению к НКО следует проводить широкую разъяснительную работу среди населения об основных направлениях (принципах) и результатах (достижениях) НКО;
активизировать деятельность Общественной палаты Республики Крым, определенную региональным законодательством;
руководству муниципальных образований региона оказать поддержку местным социально ориентированным некоммерческим организациям, активно привлекать общественность к принятию решений и общественному контролю;
некоммерческим организациям систематически использовать диспетчерскую платформу Центра Гражданских инициатив Союза СО НКО Крымского федерального округа для консолидации усилий по строительству гражданского общества.
усилить работу руководителей НКО по привлечению бюджетного финансирования, а также частного и коммерческого источников финансирования.
Благодарим за внимание!