Прошел всего год с момента вступления в силу Закона «Об основах общественного контроля», но мы уже видим реальные результаты. Очень важно, что закон установил перечень субъектов и формы общественного контроля, дал общественникам большой выбор контрольных инструментов. Это помогло не только повысить адресность и действенность общественного контроля, но и дало стимул для творческого развития этого института.
Я представляю Комиссию по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Одна из наших главных задач - мониторинг практической реализации закона об общественном контроле. А поскольку мы и сами активно участвуем в контрольных мероприятиях, то можем судить об эффективности тех или иных механизмов, как говорится, с фактами на руках.
Обобщая опыт регионов, мы стараемся выявлять наиболее успешные практики, а также проблемы, с которыми общественники сталкиваются на местах. Один из важных аспектов – это претворение норм федерального закона в региональном законодательстве. На сегодняшний день законы об общественном контроле приняты и действуют в 21 субъекте Федерации – это четверть всех регионов. В 17 субъектах подготовлены соответствующие законопроекты. В Санкт-Петербурге и Омской области разработаны дополнения и уточнения в действующие законы об общественном контроле.
В то же время 37 субъектов Федерации не имеют собственных актов об общественном контроле. В принципе, это нормальная ситуация, поскольку есть федеральный закон. Однако, учитывая большие региональные различия, было бы целесообразно продолжить имплементацию общефедеральных норм в региональное законодательство. Тем более, что сегодня существует масса «белых пятен» в регулировании общественного контроля на местах. В частности, это касается статуса контролеров, а также порядка формирования общественных советов при региональных органах исполнительной власти и муниципальных образованиях. Нужна регламентация деятельности общественных советов, нужны положения об общественной проверке и порядке информирования о результатах контроля. И это еще далеко не полный перечень.
Принятие федерального закона привело к повышению качества и системности общественного контроля. На практике это выражается в том, что в нашу работу все чаще вовлекаются профессиональные эксперты, формируются эффективные механизмы контроля. Например, на местах активно развивается такое направление, как осуществление общественного контроля совместно с государственными органами. Наша комиссия тоже принимала участие в рейдах по охране общественного порядка в городе Москве совместно правоохранительными органами, представителями Мосгордумы и префектурой. Такое сотрудничество помогает повышать и качество работы госорганов, и уровень правовой культуры общественников, а также способствует выявлению «узких мест», которые требуют дополнительной регламентации. Интересен, например, опыт объединения субъектов общественного контроля в региональные ассоциации (это - Ростовская область) или для решения конкретных отраслевых вопросов (Республика Башкортостан, Ульяновская область). Обобщая успешную практику, мы создаем тем самым методическую базу для повышения качества общественного контроля.
На мой взгляд, самый главный сдвиг, который произошел за этот год, это то, что граждане теперь понимают общественный контроль не как поиски какого-то негатива в деятельности органов власти, а как способ принять реальное участие в делах государства. Общественный контроль все больше понимается как площадка для диалога общества и государства, на которой можно найти решение для социально значимых проблем. Такой подход дает стимул для повышения социальной активности и инициативы граждан, способствует росту правовой культуры и гражданского самосознания.
А в заключение я хотела бы сказать следующее. Как известно, для полноценной работы закона «Об основах общественного контроля» требуется принять изменения в 25 других актов. Я могу ошибаться, но на сегодняшний день поправки внесены только 2 или 3. Понятно, что у законодателей много других забот, но все-таки было бы очень полезно завершить начатое, чтобы предусмотренные механизмы общественного контроля заработали в полную силу. Кроме того, постоянно накапливается практика правоприменения, которую тоже нужно учесть.
Мы обсуждаем свои результаты со всеми заинтересованными сторонами, включая министерства и законодателей. Но эта работа станет более эффективной, если создать регулярную площадку для взаимодействия по закону об общественном контроле.
У Общественной палаты есть различные формы работы. Представляется полезным выбрать такой формат как «Встречи с законодателем» конкретно для закона об общественном контроле. Это помогло бы ускорить «тонкую настройку» действующего законодательства на потребности системы общественного контроля, а лучший опыт, который рождается на местах, нашел бы отражение в правовом поле.
Елена Шапкина