Некоммерческой организацией (далее — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации:
Этап 1. Сбор данных
Этап 2. Подготовка пакета документов
Этап 3. Подача документов в Минюст
Этап 4. Получение документов из Минюста
Этап 5. Получение информационного письма Росстата
Этап 6. Открытие расчетного счета
Этап 7. Постановка на учет в фондах
Этап 1. Сбор данных
— Наименование. Должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности, например, «Фонд по поддержке, содействию и развитию добровольчества и молодежных инициатив».
— Юридический адрес. Согласно закону, каждое юридическое лицо должно иметь адрес местонахождения, по которому осуществляется регистрация этого юридического лица и по которому всегда можно найти его исполнительный орган. Для того, чтобы зарегистрировать НКО на юридический адрес, необходимо иметь либо право на его собственность, либо легитимность владения им со стороны собственника (свидетельство права собственности), а также, Ваше к нему отношение (договор аренды и гарантийное письмо от собственника).
В качестве юридического адреса, может быть использован домашний адрес Исполнительного органа (Генеральный директор, Президент и т. п.). Для этого Исполнительный орган должен быть прописан на данной жилплощади или иметь ее в собственности.
— Учредители. Учредителями НКО могут являться физические лица, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица.
Благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией.
Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) — только религиозными организациями.
Общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.
Учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации, физические лица.
Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ.
Уставной капитал. В НКО нет уставного капитала, они создаются и функционируют с источников финансирования:
— вступительные и членские взносы, уплата которых предусмотрена уставом;
— добровольные взносы и пожертвования;
— поступления от проводимых мероприятий;
— предпринимательская деятельность, соответствующая целям, для достижения которых создана указанная организация.
Право учредителей на имущество. Не сохраняют имущественных прав на переданное этим организациям в собственность имущество (кроме учреждений), в том числе на членские взносы и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Органы управления НКО. Высшим руководящим органом общественной организации, общественного движения и политической партии является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации и общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В политической партии избираются руководящие и контрольно-ревизионные органы.
Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Особым органом управления фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет фонда. В иных видах НКО избирается общее собрание членов либо коллегиальный высший орган управления.
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом и другими некоммерческими организациями определяется уставом и соответствующими федеральными законами. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
Надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно.
Цели, виды деятельности. Некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. А именно для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Исключением является потребительский кооператив: он создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).
Этап 2. Подготовка пакета документов.
В соответствии с утвержденными требованиями необходимо подготовить следующий пакет документов:
— Заявление о государственной регистрации (форма РН 0001). Данную форму заявителю необходимо заверить у нотариуса. Заявителем может выступать любой из учредителей (если их несколько). Должно быть подготовлено заявление в 2х экземплярах: первый должен быть нотариально заверен, второй (копия) — подписан заявителем;
— Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);
— Устав (прошитый оригинал, каждую страницу, кроме титульного подписывает заявитель) в 3-х экземплярах;
— Решение (в 2х экземплярах) или Протокол общего собрания учредителей (в 2 экземплярах);
— Документ об уплате госпошлины — 4000 рублей за государственную регистрацию (оригинал и копия);
— Документы на адрес (Гарантийное письмо от собственника и копия свидетельства о праве собственности);
— Доверенность на подачу и получение документов (не требуется, если подает непосредственно заявитель лично);
— Расписка о получении документов Минюстом.
Этап 3. Подача документов в Минюст
По доверенности от Заявителя, подготовленный пакет документов подается в Минюст.
Взамен получаем расписку, где указано: ФИО заявителя, количество полученных документов, контактная информация.
Этап 4. Получение документов из Минюста
Через 30 календарных дней, на основании расписки, выданной при подаче документов в Минюст, по доверенности получаем:
— Свидетельство о создании Организации (выдается Минюстом);
— Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании организации (Свидетельство ОГРН);— Свидетельство о постановке на налоговой учет (Свидетельство ИНН, выдается ИФНС по месту регистрации);
— Устав;
— Выписку из ЕГРЮЛ.
Этап 5. Получение информационного письма Росстата
Регистрация в Госкомстате является формой статистического учета предприятий. По результатам внесения сведений в целях учета, Госкомстат выдает уведомление о присвоении ОКВЭД. Данный документ требуется для открытия расчетного счета в банке, а также при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Получаем информационное письмо из Госкомстата (статистика). Для получения письма необходимо при себе иметь — свидетельства ИНН и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав.
Этап 6. Открытие расчетного счета
Требования к документам, которые необходимы для открытия расчетного счета, различаются в зависимости от банка. Примерный перечень документов таков:
— Устав;
— Свидетельство ОГРН;
— Свидетельство ИНН;
— Выписка из ЕГРЮЛ;
— Оригинал уведомления из Госкомстата (коды статистики);
— Решение о создании организации, заверенное руководящим органом;
— Приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера, заверенный руководителем;
— Документы на юридический адрес, подтверждающие право собственности, и законность вашей регистрации по данному адресу;
После открытия расчетного счета необходимо в течение 7 календарных дней уведомить территориальную налоговую инспекцию и фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).
Этап 7. Постановка на учет в фондах
В момент регистрации организация автоматически встает на учет в фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).
Далее на юридический адрес фирмы приходят извещения из фондов о постановке на учет. В случае если извещения не дошли, то необходимо получить уведомления на руки. Данные извещения необходимы для сдачи отчетности, т.к. фонды присваивают каждой организации свой номер, который заносится в бухгалтерскую программу или прописывается в отчете.
Трудности, связанные с регистрацией некоммерческой организации
1. Неверно подготовленные документы (неверно заполнены данные, неверные данные, не правильно оформлены документы). Влекут за собой отказ в регистрации. Помимо затраченного времени, вы теряете деньги за госпошлину (4000 за регистрацию) и нотариальные расходы.
2. Проблемы с юридическим адресом. Отказ в регистрации в налоговом органе. Получив документы на регистрацию юридического лица, регистрирующий орган проверяет сведения о Вашем юридическом адресе. В случае если собственник не подтвердил наличие между вами договорных отношений, выносится решение об отказе в регистрации. Когда контакт с собственником по каким-либо причинам установить не удалось, Минюст и ИФНС так же выдает отказ в регистрации, и возможность решения вопроса в пользу регистратора исключена.
3. Устав. Должны быть четко определены цели и предмет деятельности организации, структура органов управления и его функции, процедура по формированию и сдаче ежегодной отчетности. Устав, не соответствующий требованиям закона, может быть отправлен на доработку, или выносится решение об отказе в регистрации.